Эта машина производится франко-итальянским предприятием начиная с 1989 года и хорошо себя зарекомендовала на местных линиях. Самолет достаточно надежен, экономичен и удобен в обслуживании. Самым крупным его эксплуатантом в России является авиакомпания "Ютейр", обладающая парком в 15 машин.
Краткая родословная и потомство
Пассажирский самолет ATR 72-500 является развитием семейства предшественников ATR-42. Фюзеляж удлинен, используются новые двигатели и модифицированное крыло. Ощутимая часть конструкции изготовлена из композитных материалов. Впервые именно на этом самолете кессон крыла был полностью сделан из углепластика. Название машины состоит из названия фирмы Aerei Transport Regionale (ATR) и количества пассажирских мест (72) в базовой модели. Самолет существует в 3-х модификациях, с индексами 200, 210 и 500, отличающимися в основном бортовым оборудованием и силовыми установками. В России эксплуатируются 500-ки. В скором будущем на рынок выйдет новая модель с индексом 600. ATR 72-500 на фото ниже.
Описание и основные характеристики
Вам будет интересно:Промышленность Архангельской области: заводы, фабрики, комбинаты
Подобный класс машин отличается относительно невысокой скоростью и экономичностью. На небольших дистанциях скорость не имеет принципиального значения, в отличие от расхода топлива. Самолет ATR 72-500 расходует в час около 500 кг. горючего. Для сравнения, для аэробуса А-320 этот показатель в 5 раз выше, при разнице в пассажировместимости лишь в 1,6 раза. Машина оснащена двумя турбовинтовыми двигателями канадского производства PW-127F, каждый мощностью в 2750 л.с. и шестилопастными композитными винтами диаметром почти 4 метра. Любопытной деталью является отсутствие на самолете вспомогательной силовой установки, используемой для питания систем на аэродроме. Ее функции выполняет правый двигатель. Поэтому для равномерного износа двигатели на самолете ATR 72-500 их периодически меняют местами. Авионика для самолета поставляется из США фирмой «Бенедикс Кинг». Панель приборов, хотя и имеет жидкокристаллические дисплеи, все же относится к предыдущему поколению, но в новой модели с индексом 600 будет полностью реализована концепция «стеклянной кабины». Или простым языком – многочисленные стрелочные приборы и индикаторы будут заменены на многофункциональные дисплеи с расширенными функциями.
Салон просторным назвать сложно, особенно по высоте. Рослым людям передвигаться внутри самолета весьма затруднительно. Небольшой объем багажных полок в салоне предусматривает повышенный контроль за сдачей багажа. Но это беда практически всех региональных машин. Посадка пассажиров осуществляется через заднюю дверь и салон бизнес-класса (там, где он вообще имеется) также расположен в хвостовой части. В дополнение к описанию ATR 72-500 ниже приведены его основные характеристики:
Наименование и единица измерения | Показатель |
Длина самолета, метры | 27,166 |
Размах крыла, метры | 27,05 |
Масса пустого снаряженного самолета, кг | 12500 |
Максимальная взлетная масса, кг | 22000 |
Максимальная скорость, км/час | 640 |
Крейсерская скорость, км/час | 525 |
Практическая дальность полета, км | 2700 |
Экипаж, чел | 2 |
Пассажировместимость, чел | 64-72 |
Удобные места
Поскольку полет на самолете ATR 72-500 длится не более 3 часов, а в подавляющем большинстве случаев – 1,5-2 часа, комфорт пассажиров обеспечен несколько хуже. В салоне отсутствует полноценный буфет, предлагаются только напитки, размер кресел и шаг между ними могут доставить легкие проблемы крупным людям. Но все это компенсируется ценой билета и возможностью перелететь из города в город без пересадок. В принципе, за исключением первого ряда, где имеется небольшое дополнительное пространство для ног, все пассажирские места в экономическом классе стандартны. Следует обратить внимание только на самый последний 17-й ряд, кресла которого не откидываются назад. К тому же рядом находится туалет, что может быть чревато очередями в достаточно узком проходе. Шум в салоне находится на вполне приемлемом уровне, тряска – не более, чем на других машинах.
Безопасность
Существующие предубеждения против винтовых машин не имеет под собой серьезных оснований. Ранее точно такое же предубеждение существовало и для новых реактивных самолетов. Турбовинтовые двигатели вполне надежны, самолет сертифицирован, то есть прошел весь комплекс испытаний, включая экстремальные ситуации. Он способен выполнить взлет с одним неработающим двигателем. Однако катастрофы с самолетом ATR 72-500 все же были. Из около 1000 произведенных машин ATR72 всех модификаций за два десятка лет, на сегодняшний день разбилось 29. Это далеко не самый высокий показатель в гражданской авиации. Подавляющее большинство катастроф произошло из-за так называемого «человеческого фактора». Например, в Тюмени и на Аляске самолет не обработали противообледенительной жидкостью, в странах Азии машина часто выкатывалась за пределы аэродрома из-за неопытности пилотов, допускались грубые ошибки при посадке. Но в целом самолет ATR 72-500 не уступает по надежности другим моделям и прекрасно выполняет свои функции по доставке пассажиров на небольшие расстояния.