Превентивная психология является самостоятельной отраслью психолого-педагогической науки. В России подготовка специалистов по этой дисциплине началась в начале девяностых годов прошлого столетия. Ее появление и развитие ценно тем, что идет от практики предупреждения отклонений в поведении. Основано на изучении опыта и творческих "находок", выявленных в работе педагогических учреждений и внешкольных заведений. Основные понятия превентивной психологии, ее специфика и область применения будут рассмотрены в данной статье.
Группа риска
Вам будет интересно:Мнестическая деятельность - это... Понятие, определение, особенности, норма и нарушения, лечение коррекцией
Существенное упущение многих специалистов заключается в том, что отклонение в поведении и, как следствие, появление нарушений психического здоровья у молодых людей не всегда рассматриваются ими с точки зрения превентивной психологии. О причинах возникновения психических расстройств еще многое предстоит узнать. Но многочисленные исследования доказывают, что, по крайней мере, некоторые категории этой возрастной группы могут быть учтены как потенциальные и входить в группу риска. Сюда можно отнести следующих лиц:
- Употребляющих алкоголь или наркотики.
- Испытывающих в прошлом или настоящем детское пренебрежение или насилие.
- Переживающих травмирующие переживания или стресс.
- Не имеющих здоровых взаимоотношений в семье и с ближайшим окружением,.
Вам будет интересно:Как стать лучшим собеседником: способы и советы
Понятно, что, когда работаешь с человеком, невозможно изменить то, что случилось в прошлом. Однако владение основами превентивной психологии предоставляет возможность оказывать помощь молодым людям, развивая их устойчивость к стрессовым воздействиям и прививая сильные навыки в преодолении трудностей, помогая тем самым смириться с травмирующим опытом и прокладывая путь к движению вперед в позитивном ключе.
Общие сведения
Объектами превентивной психологии являются социально-неадаптированные дети, подростки, юноши и их семьи. Причиной изучения является появление отклонений в поведении, имеющее формы агрессивного, корыстного, социально-опасного, саморазрушающего характера.
Психологи рассматривают отклоняющееся (девиантное) поведение в трех условных направлениях:
- В плане социализации.
- В аспекте социальных реакций.
- С позиции социального контроля.
Вам будет интересно:Дискурсивное мышление: понятие, основные принципы и методы развития
Отклоняющееся поведение исследуют через системный анализ поступков или социальных действий, противоречащих общественным стандартам, правовым или нравственным нормам. Существует условное его деление на основные виды:
- преступное,
- не противоправное (уголовно не наказуемое),
- аморальное.
Четкую границу между различными видами поведения провести сложно, так как отклонение от морально-нравственных норм дает возможность совершить преступление или иное правонарушение.
Основы
В основе превентивной психологии лежат теоретические разработки по:
- изучению криминогенных качеств личности и социума;
- выявлению факторов, влияющих на их формирование;
- обнаружению основных закономерностей нейтрализации подобных явлений;
- разработке мер в плане развития положительных свойств личности и социума.
Эта наука решает свои задачи, основываясь на теоретических и практических знаниях, позволяющих проанализировать возникновение антиобщественных качеств личности и сознания, выявить факторы, способствующие их формированию, а также закономерности их нейтрализации и развития.
Основные задачи
Перечислим основные задачи, которые стоят перед специалистами превентивной психологии:
- Разработка теоретических основ данной науки.
- Создание прикладных стратегий в области профилактики поведенческих отклонений.
- Подготовка системы эффективных организационных, правовых, воспитательных мер предупреждения появления нарушений поведения.
- Методологическая разработка способов профилактики преступности и исследования формирования криминогенных свойств личности.
Проблематика науки затрагивает вопросы разработки эффективных и научно обоснованных подходов к превентивной работе с лицами, входящими в группу риска.
Принципы профилактической работы государства в этой области
Интенсивное развитие превентивной психологии за последние годы привело к необходимости пересмотреть подход к решению проблем, возникающих в связи с социализацией молодежи. Ниже перечислены несколько основных принципов реализации мероприятий:
- Организационная политика. Создание государственной структуры превентивной службы для молодых людей и семей, нуждающихся в помощи. Она должна включать в себя различные психолого-консультационные, социальные, реабилитационные, досуговые и прочие организации.
- Кадровая политика. Обучение профессионалов, специализирующихся в практической работе, направленной на профилактику или коррекцию примеров отклоняющегося поведения среди детей, подростков и юношей.
- Осуществление, опять-таки, на государственном уровне, правовой, социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи семье как ключевому звену социализации личности.
Вам будет интересно:Вены наркомана: как выглядят внешне и почему пропадают
Учитывая основные принципы дисциплины, государственные органы проводят разработку мероприятий, предполагающих максимальное сокращение деятельности инспекций по делам несовершеннолетних; психологизацию процессов обучения, развития и воспитания в учреждениях народного образования и здравоохранения; организацию структуры служб, направленных оказать помощь семье и детям, которые в этом нуждаются.
Тестирование как мера профилактики
Статистические данные за последнее время отмечают значительное увеличение числа молодых людей, употребляющих вещества, изменяющие сознание личности (наркотики, алкоголь, психотропные средства и прочие) и впоследствии вызывающие проявления измененного поведения, что не может не влиять на их социальную роль.
Поэтому в качестве превентивных мер по раннему выявлению и профилактике потребления наркотиков был принят федеральный закон. В соответствии с его статьей, регламентирован процесс выявления лиц, принимающих наркотические или психотропные вещества. Он проходит в два основных этапа:
Первый этап проводят в учебном заведении. Тестируют учащихся квалифицированные специалисты. Процедура проведения утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». Согласно документу, допускается присутствие наблюдателей со стороны родительской общественности.
Главная преследуемая цель мероприятий носит исключительно профилактический характер и заключается в своевременном оказании адресной помощи.
Возрастной кризис
Преодоление возрастных кризисов присуще каждому поколению вне зависимости от времен или состояния общества.
И если ввиду физической зависимости и отсутствия самостоятельности ранние кризисы (новорожденности, одного года, трех и семи лет) дети проходят под пристальным вниманием и контролем старших, то более поздние (пубертатный, кризис семнадцати лет) осложняются тем, что определенная часть молодых людей преодолевает их либо самостоятельно, либо используя решения и советы сверстников. А они могут противоречить правовым, морально-нравственным общественным принципам и в состоянии нанести значительный вред физическому и психическому здоровью ребенка.
Это происходит, как правило, в неблагополучных или неполных семьях. В таких, где отсутствует поддержка, которая необходима молодому человеку и должна придавать ему чувство уверенности в себе, компетентности. Где вместо дружеского общения и понимания ребенок получает тотальный контроль, давление на психику, возможно, даже насилие.
В тех случаях, когда ребенок не находит поддержки в семье, ее могут заменить друзья или сверстники, имеющие аналогичный опыт. Они смогут и выслушать, и посоветовать, и помочь. В случаях позитивного влияния ближайшего окружения молодые люди благополучно преодолевают сложный кризисный период. Их личность самоопределяется как в социальном, так и в профессиональном плане.
Негативный исход подразумевает отрицательное влияние «друзей». Именно в этот период большинство так называемых трудновоспитуемых подростков приобретают вредные привычки, первый и не всегда безопасный сексуальный опыт, знакомство с криминальными отношениями и тому подобное.
Подростковый возраст
Подростковый возраст проходит в несколько этапов. Начинается с проявлений физиологических изменений организма, которые вызваны половым созреванием. И сопровождается изменениями психологическими. Через стремление стать взрослым, чему обязывают происходящие с телом процессы, формируется так называемое чувство взрослости. Подросток сталкивается с рядом противоречий установок и чувств, с которыми ему нужно справиться:
- Он еще нуждается во взрослом руководстве собственных действий, но при этом демонстрирует бунтарское поведение, направленное против контролирующих мер со стороны взрослых.
- Бурные, стремительные внутренние и наружные изменения организма, вызванные процессами физиологического созревания, с одной стороны, и психическая неготовность к получению сексуального опыта - с другой.
- Установка прочных границ личного пространства. И одновременно острая нужда в заботе и поддержке старших.
Психологи определяют следующие основные цели преодоления пубертатного кризиса:
- Достижение самоопределения и осознание собственной индивидуальности.
- Осуществление половой идентификации.
- Формирование личной системы ценностей и жизненных целей.
На этом этапе возможны проявления раздражения, негативизма, появление признаков депрессии и склонности к суициду. Нередко наблюдаются типичные примеры делинквентного поведения. Об этом читайте далее.
Что такое делинквентное поведение
Вам будет интересно:Ветреный человек - это кто?
В учебнике по превентивной психологии такой вид общественного поведения описывают как совокупность мелких проступков, не имеющих криминального характера, но обладающих асоциальной окраской.
Некоторые примеры делинквентного поведения из жизни:
- сознательное опоздание или прогул школьных занятий;
- проявления насилия над слабыми (младшие дети, старики или беззащитные животные);
- приобщение к вредным привычкам;
- общение с "трудными" сверстниками и так далее.
Мотивы возникновения делинквентного поведения являются бессознательными. Как правило, это желания, которые требуют немедленного исполнения. И вызваны они неспособностью подростка найти пути решения собственных внутренних конфликтов.
Агрессия
Отклонения в поведении у подростков и проявление ими агрессии - явления, тесно взаимосвязанные. Только небольшой процент агрессивных детей имеют какие-либо патологические отклонения в работе психики или нервной системы.
Опасные проявления злости связаны с устойчивым асоциальным поведением и отмечаются у недоверчивых, "закрытых" детей. На начальном этапе эти вспышки случаются, как правило, с близкими, дома. При отсутствии должной реакции и оказания коррекционной помощи проявления усиливаются, контроль над собой теряется, агрессия проявляется вне домашней обстановки и может, при наступлении определенных условий, перерастать в примеры криминального поведения.
Детско-юношеская преступность
Учебники по юридической психологии содержат массу примеров того, что детско-юношеская преступность является отражением преступности взрослой. Копируя действия старших, подростки успешно развивают имеющиеся криминальные способности под их руководством. Они вовлечены во все виды криминала: ношение оружия, незаконная торговля, мошенничество, воровство, разбои, насилие, теракты и прочее.
Психологическая поддержка
Слишком часто расстройства психического здоровья рассматриваются как недостатки характера или признак слабости. Эти убеждения могут просто не соответствовать действительности. Но ущерб, который они наносят психическому здоровью молодого человека, является реальным.
Ряд особенностей возрастной психологии и условий социума могут помешать попытке обратиться за лечением, даже в тех случаях, когда для этого возникает реальная необходимость. Дети или юноши могут не обращаться ни к своей семье, ни к друзьям за утешением. Поэтому специалист по превентивной психологии, работая непосредственно в своем сообществе, мог бы помогать им, обучая и просвещая.
Основные задачи превентивной психологии заключаются в оказании психологической поддержки. Таковая может быть полезна в ситуациях, описанных ниже:
- Когда не удается преодолеть временный кризис или сложные события самостоятельно.
- Если возникла необходимость переоценки своих жизненных целей.
- Когда нужно поспособствовать личному внутреннему росту.
- Для достижения лучшего осознания себя, других и жизненных сфер.
- Чтобы повысить динамику эмоциональных, социальных, семейных, реляционных, учебных и трудовых событий.
- Заново открыть спокойствие и внутреннее благополучие.
- Найти выход из тупиковой или заблокированной ситуации.
- Освободиться от беспокойства, стресса, импульсов, мыслей, страхов, трудностей и т. д.
- Восстановить функциональный уровень настроения и самооценки.
- Улучшить свой характер, совершенствовать личность.
Принципы современной превентивной психологии и педагогики предполагают отказ от карательных мероприятий в пользу оказания всесторонней помощи и поддержки как самим детям, так и семьям, входящим в группу риска.
Заключение
Превентивная психология - самостоятельная наука, которая основывается на фундаментальных знаниях из области психологии, социологии, медицины, права. Ее объектом являются асоциально-адаптированные личности и их ближайшее окружение. Предмет изучения - наличие отклоняющегося поведения, причины возникновения такового, методы коррекции и влияния.