Общение - это неотъемлемая часть нашей жизни. Постоянно мы разговариваем, созваниваемся, пишем друг другу в сети, и уже не представляем своей жизни без различных коммуникаций. Это естественно, ведь человек - существо социальное. Однако мало кто задумывается о том, как меняется наше общение с разными людьми и при разных обстоятельствах. Обо всем этом будет рассказано дальше в статье.
Виды общения
То, что мы делаем каждый день, не задумываясь, исследователи в области психологии и социологии тщательно изучили и структурировали. Таким образом, существует множество классификаций видов общения по различным признакам.
Вам будет интересно:Роль отца в семье: особенности влияния и функции
По системе символов и знаков общение можно подразделить на вербальное и невербальное, по форме - устное и письменное, а по цели выделяют общение фатичекое и информационное. Кроме этой классификации существует и другая, схожая система.
Исследователи различают уровни общения: фатический, информационный и личностный, которые отличаются по своей цели и содержанию.
Виды общения можно делить бесконечно на частные и официальные, диалоговые и монологовые, массовые и личностные, и так далее. Но сегодня речь пойдет о фатическом общении и его важной роли в жизни людей.
Понятие и история термина
Вам будет интересно:Что такое виктимология? Наука о психологических особенностях жертв
Впервые о фатическом общении заговорил психолог Малиновский в начале двадцатого века. Сам термин в переводе с латинского означает "пустой", "глупый". Говоря о фатическом уровне общения, исследователь имел в виду бесполезный, не информативный разговор.
Изначально термин "фатический" применялся только по отношению к так называемым разговорам "ни о чем", которые служат для поддержания эмоционального климата и благоприятной обстановки.
Однако в дальнейшем понятие было расширено и рассматривалось в некоторых ситуациях как способ начала информативного диалога. То есть те самые "пустые" разговоры могли перерасти в полезный диалог с высокой степенью смысловой нагрузки.
Цели и черты
Из всего вышесказанного следует, что цель фатического общения - установление контакта между собеседниками, поддержание эмоциональной связи и отношений.
Именно бессмысленные разговоры, не несущие ценной информации и передающие эмоциональное состояние собеседников, их мнение, ощущения, мечты и ожидания сближают людей, делают их отношения более теплыми.
Фатическому общению присущи некоторые черты. Например, стихийность и внеплановость. Действительно, общение этого уровня, как правило, не готовится заранее. Оно происходит при встрече за чашечкой кофе, знакомстве, неожиданной встрече на улице, когда необходимо уделить время человеку или просто отвлечься от суеты.
Следующая черта такого общения - отсутствие темы. Тема разговора в данном случае не имеет никакого значения. Говорить можно о планах на лето, погоде, природном явлении, все эти темы не принесут никакой пользы собеседникам в информационном плане. Однако эмоции - вот что отличает это общение. Именно на интонации, оттенках речи, сравнениях и переживаниях строится коммуникация такого рода.
Разговорный стиль - это еще одна неотъемлемая черта фатического общения. Несомненно, эмоционально окрашенный разговор по душам, не может вестись в официально-деловом или научном стиле. Эти стили присущи информационному общению.
Жанры
Конечно, этот уровень общения занимает огромную часть нашей жизни и проникает во множество сфер. Поэтому можно различить жанры фатического общения.
Первое - это светская беседа. Действительно, этот вид коммуникаций редко несет в себе смысловую нагрузку. При встрече в обществе малознакомые люди стремятся настроить дружественную атмосферу, создать комфортную обстановку. В этом случае бесцельные разговоры - отличный способ для достижения данной цели.
Следующий жанр - обвинения и ссоры. Такое общение также является неинформативным, кроме того, еще и несет негативные последствия.
Комплименты и признания тоже являются жанром фатического общения, так как служат для налаживания контактов, при этом не неся смысловой нагрузки.
Шутки и флирт, конечно же, тоже имеют своей целью исключительно развлечение, разряжение обстановки и создание непринужденной обстановки. Поэтому такой способ общения также можно назвать фатическим.
Средства
Средства фатического общения можно подразделить на два типа.
Первое - это средства коммуникаций, призванные войти в контакт, создать первое впечатление. Сюда можно отнести приветствия, вопросы о состоянии дел, комплименты. Такие вступительные фразы призваны начать беседу или знакомство.
Вторые средства - это фразы и слова, целью которых является удержать контакт. Здесь можно рассматривать те самые разговоры о погоде, обсуждения мероприятий и событий, интерьера и обстановки, в которой находятся собеседники.
Особенности общения в разных странах
Итак, сущность фатического общения уже ясна. Но стоит помнить, что главным образом на такое общение влияет культура страны, в которой оно происходит.
Так, например, в Англии темой для "пустого" разговора может стать погода. Это совершенное неинформативно, ведь свидетелями происходящего являются оба собеседника, следовательно, ничего нового из такой беседы они не узнают. Однако это отличный способ начать разговор.
А в странах Азии фатической темой становится обсуждение семьи, что совершенно странно было бы для жителей США, не привыкших посвящать в подробности личной жизни посторонних людей. В Америке более уместной станет тема прошедшего матча или культурного события.
Для России характерны более тесные контакты. Даже при незначительной степени знакомства люди готовы делиться своими переживаниями, мнениями и мечтами. Фатическое общение в России более эмоционально и более распространено, чем во многих других странах.
Информационное общение - противоположность фатического
Нельзя полностью раскрыть тему фатического общения, не представив его противоположность - информационное общение.
В данном случае целью бесед является передача новой, полезной информации. В таком общении часто встречается деловой, публицистический и научный стили повествования. Тема информационного общенияч чаще всего подготовлена и известна заранее.
Информационные коммуникации, так же как и фатические, могут касаться двух людей, группы людей или масс.
Сюда можно отнести школьные занятия, конференции, выступления ученых, отчеты политических деятелей, заседания совета акционеров и так далее. Часто такое общение нагружено данными, фактами и цифрами.
Итак, фатическое общение, несмотря на свою неинформативность, является полезным. Именно благодаря ему завязываются отношения, начинаются беседы, а взаимоотношения близких людей становятся теплыми и душевными. Поэтому не стоит недооценивать такой вид коммуникации.