17-01-2019 08:00

Просоциальное поведение: понятие, определение и принцип взаимодействия в социуме

Просоциальное поведение - это в психологии желание приносить пользу окружающим. Однако в мире есть определенное количество людей, не имеющее желания помогать кому-либо, поэтому определенные социальные рычаги направлены на уменьшение числа индивидов с отклоняющимся поведением и на предотвращение его формирования.

Воспитание в первую очередь направлено на формирование определенной модели поведения, которая обеспечивает нормальное функционирование общества. Справедливо считать, что социальная установка — это одно из основных, главных качеств человека. В обществе сформировалось понятие просоциальное поведение.

Структурные элементы конфликта: переченьВам будет интересно:Структурные элементы конфликта: перечень

взаимодействие членов общества

Альтруизм

Просоциальное поведение определяется в психологии, как стремление человека принести миру пользу. Для того что бы добиться этого, человек совершает бескорыстные поступки, стараясь угодить обществу или отдельному человеку. Из этого следует, что такое поведение приводит к благополучию других людей, но значительно ухудшает вероятность достижения собственного успеха.

Обычно люди редко помогают по какой-то одной причине, но если они оказывают помощь, то главной их целью становится получение внутреннего удовлетворения. Забота и оказание помощи обязательно делаются по каким-либо причинам, вот возможные из них:

  • улучшить собственное благополучие;
  • заслужить одобрение других;
  • поддержать внешний образ;
  • справиться с собственным настроением и эмоциями.

Фатическое общение: понятие, уровни, средстваВам будет интересно:Фатическое общение: понятие, уровни, средства

Значимость человека

Мотивация просоциального поведения

Главной причиной, по которой человек стремится оказать помощь, является удовлетворение собственных потребностей. Они могут быть как физические, так и ментальные. Главными мотивами просоциального поведения являются:

  • Ситуация. Очень важно, как субъект оценивает ту ситуацию, в которой он оказался, какую значимость ей придает. Правильное отношение к ситуации является первым шагом на пути решения проблемы. Человек должен определить сложность, характер помощи, стоит ли ему вмешиваться или пройти мимо. Есть ситуации, когда человек не теряет время на раздумья, а мгновенно принимает решение об оказании помощи, например, во время ЧП.
  • Внутренний мотив. То есть получение выгоды для себя, например, получение похвалы, одобрения со стороны окружающих, налаживание отношений и т. д.
  • Мотив заботы. Помощь старым, больным, инвалидам, детям, то есть тем, кто может вызвать жалость.
  • Взаимовыгода. Человек, помогая другому индивиду, подсознательно надеется получить помощь в ответ, срабатывает принцип «ты мне, я тебе».
  • Страх. Многие действительно боятся отказать в помощи, это связано с пережитым негативным опытом.

Взаимодействие членов общества

Принцип взаимодействия в социуме

Постоянное взаимодействие людей друг с другом сильно влияет на личность любого человека. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия, которые рано или поздно приведут к выбору между помочь или отказать. Выбор человека будет зависеть от его внутренних установок. Последние формируются в процессе социализации. От того, как они были сформированы, зависит будущий выбор человека.

Но по-настоящему определяющим фактором в выборе помочь или отказать является способность к сопереживанию. Просоциальное поведение личности у каждого выражается по-разному, поэтому чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае.

Практический подход к альтруизму

Асоциальное поведение

Асоциальное поведение – это образ действий, при котором человек ведет себя против установленных норм и ожиданий общества. Асоциальное поведение - отклонение от нормы. А раз это отклонение, то оно влечет за собой негативное воздействие на социальные группы. Выделяют следующие виды асоциального поведения:

  • неодобряемое (эпизодические шалости, озорство);
  • девиантное (нравственно-отрицательные проявления и проступки);
  • делинквентное (предпреступное);
  • преступное.

Причины асоциального поведения

Причины асоциального поведения идут из детства. Если ребенок жил в неблагополучной семье, то, вероятнее всего, он будет обладать асоциальным поведением, что крайне не желательно, а иногда даже опасно для общества. Исходя из этого, выделяют следующие причины отклоняющегося поведения:

  • Микросреда. Семья - основополагающий фактор формирования поведения. Если в семье считается нормой насилие, пьянство, тунеядство, алкоголизм, наркомания, аморальное поведение, то это является причиной асоциального поведения человека.
  • Подростковые субкультуры. В большинстве субкультуры оказывают негативное влияние на подростков. Они несут идеи, идеалы, ценности, при которых общество не способно нормально функционировать, но в силу своего возраста, особенно в период полового созревания, подросток не желает принимать жизненные установки взрослых.
  • Стремление подражать взрослым. Из-за этого стремления подростки или даже дети начинают курить, пить, употреблять в своей речи слова ненормативной лексики. В совсем юном возрасте у ребенка складывается образ взрослого человека, которому он будет подражать.
  • Неудовлетворенность. Зачастую мужчины в возрасте от 30 до 50 начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками, так как они не могут получить желаемого, так же причиной этого могут быть ссоры в семье, насмешки коллег, комплексы и т. д.

Помощь нуждающемуся

Борьба общества с асоциальным поведением

Общество стремится сохранить свою безопасность. Поэтому борьба с асоциальным поведением является для него одной из важных задач. Существует множество методов для этого, все они служат для того, чтобы помочь человеку понять, что он опасен не только для общества, но и для себя самого. На основе этого существуют психиатрические больницы, органы опеки, клиники для наркозависимых, тюрьмы и др.

Особое внимание государство уделяет правильному воспитанию детей, поэтому существуют следующие задачи школы по профилактике асоциального поведения:

  • Обучение педагогов для правильной и грамотной работы с подростками группы риска.
  • Выявление неблагополучных семей, а так же взаимодействие школы и семьи для предотвращения формирования ассоциативного поведения.
  • Мероприятия и акции на тему здорового образа жизни для подростков.
  • Социальная помощь неблагополучным семьям со стороны органов опеки.
  • Работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни с помощью образования.
  • Программы для родителей по проблемам отклоняющегося поведения у детей и подростков для того, чтобы не ухудшать ситуацию.
  • Пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни.

Помощь пожилым людям

Системы поведения в обществе

Просоциальное и асоциальное поведение являются двумя противоположными моделями. Неповторимые ценности и взгляды на жизнь, которые хранит в себе каждый человек, влияют на его поведение.



Источник