Вариантов того, как может быть организовано мышление человека, достаточно много. Одни люди обладают рациональным складом ума, другие воспринимают информацию через призму чувств и эмоций. Кто-то мыслит отвлеченно, абстрактно, а для кого-то важно учитывать все реальные мелочи и детали. Устройство разума индивидуально и, вероятно, именно этим оно привлекает ученых с незапамятных времен.
Чем является эмпиризм? Определение
Происходит это наименование от древнегреческого слова εμπειρία, которое переводится на русский язык как «опыт».
Вам будет интересно:Что такое индуктивное мышление, примеры
Эмпиризм – это одно из направлений в рамках теории познания. Основано оно на убеждении в том, что знание обретается из опыта. Соответственно, и представление или же передача содержания обретенных знаний является ничем иным, как описанием полученного опыта.
Суть понятия
Эмпирическое мышление в философии противопоставляют мистическому и рациональному. Однако оно не столько является антагонизмом, сколько находится между этими способами познания, сочетая в себе часть свойственных им элементов.
Для данного типа познания характерны:
- опора на ощущения;
- возведение опыта в абсолютную величину;
- принижение или игнорирование рациональных методов – теорий, аналитических цепей, додуманных понятий;
- интуитивное осознание или же «чутье».
Вам будет интересно:Пустая жизнь, что делать: душевные советы
Эмпирическое мышление не отрицает наличие теорий и раздумий полностью, но понимает их не так, как это свойственно рациональным методикам познания. Единственным истинным источником знаний, а также их критерием при этом способе мыслительного процесса выступает опыт. Только естественное течение вещей, которое можно ощутить, наблюдать, ложится в основу данного варианта организации мышления. При этом понятию свойственно и наитие, и внутренние переживания. Эти проявления входят в эмпирические характеристики мышления, как и созерцание, наблюдение, опыт.
Взаимосвязь эмпиризма и теоретического типа мышления
Хотя эмпиризм и рационализм нередко противопоставляются, данные типы мышления по одиночке являются узкими, не позволяющими подойти к предмету со всех возможных точек зрения, сторон. Иными словами, если при изучении чего-либо мыслить исключительно эмпирически или, наоборот, рационально, то часть расследуемого предмета выпадет из поля внимания и соответственно, не будет познана.
Эмпирическое и теоретическое мышление выступают в качестве двух «столпов» знания. В данном случае одно логично дополняет другое. Помимо этого, теоретический способ познания может являться не дополнением, а продолжением иррационального. Эмпирические теоретические методы мышления сочетают оба подхода к организации познания. После получения базовых представлений из опыта, наблюдения или иного вида непосредственного переживания, человек приступает к осмыслению и построению теоретических формул в отношении изучаемого предмета или же явления.
В чем различие между рациональностью и эмпиризмом?
Теоретическое и эмпирическое мышление различают свойственные им подход к получению знаний. Действительность, воспринимаемая эмпирически, рассматривается под углом ее внешних проявлений. Этот тип мышления фиксирует очевидные процессы и явления, события и прочее, представляющее интерес для изучения.
Простыми словами, эмпирический метод мышления – это осознание всего, что представляется возможным потрогать, обнюхать, рассмотреть, услышать или же прочувствовать как-либо иначе. Теоретический способ познания в корне отличается. Основываясь на полученном представлении, человеческий разум выстраивает цепи мыслей, при этом систематизируя и классифицируя как уже имеющийся, так и вновь поступающий материал. Таким образом, рациональное мышление настроено на выявление закономерностей общего и частного порядка, позволяющих осуществить научный прогноз в той или иной сфере деятельности.
Формы мышления этого типа
Как и любому типу организованной мыслительной деятельности, эмпиризму присущи составляющие структурные элементы.
В эмпирическое мышление входят две крупные формы:
- имманентное;
- трансцендентное.
Для каждого из этих видов эмпиризма свойственны собственные, определяющие их суть, характеристики.
Имманентная форма
Имманентное мышление характеризуется стремлением объяснить разумную деятельность и свойственные ей процессы сочетанием представлений и ощущений. В истории философии следование данному виду мышления приводило к развитию скептицизма, примером служат работы писателя по имени Мишель Монтень, развившего идеи известных античных ученых – Пиррона и Протагора.
При этом типе мышления весь багаж знаний и изучаемый материал ограничиваются рамками психических ощущений – эмоций, представлений, чувств. Познавательная деятельность рассматривается в виде продукта ассоциаций и цепочки из единичных психоэмоциональных элементов. Разумеется, существование реальности или же бытия за пределами сознания данная форма мышления не отрицает, но рассматривает его как источник возможности получения ощущений и опыта.
Трансцендентная форма
Под данным видом эмпиризма понимается материализм. Другими словами, реальность рассматривается как совокупность движущихся материальных элементов, частиц, вступающих во взаимные связи и образующих различные комбинации.
Содержание мыслей и закономерности познания понимаются как продукт процесса взаимодействия разума с окружающей средой. Таким образом происходит формирование опыта, ложащегося в основу знания.
Этапы и положения эмпиризма
Этапы эмпирического мышления или же его основные положения связаны с попытками объяснить присущую человеческому разуму структуру гносеологических, математических законов, являющихся всеобщими и безусловными.
Перечень свойственных этому типу мышления этапов и положений включает в себя следующие:
- необходимость и всеобщность;
- повторение впечатлений;
- ассоциативность и предрасположенность;
- представление об опыте.
Всеобщность и необходимость связующих мыслительных элементов при приобретении опыта является следствием повторяющегося и однообразного получения определенных впечатлений, ощущений.
Осознаваемое повторение уже известных впечатлений приводит к их закреплению, формированию привычки к ним и установлению ассоциаций. Таким образом возникает неразрывная внутренняя связь между конкретными представлениями о чем-либо. Это, в свою очередь, приводит к полной невозможности рассмотрения или же осознания каких-либо объектов порознь. В восприятии человеческого разума рассматриваемые предметы, объекты, процессы или же явления становятся единым целым.
В качестве примера результата данного этапа эмпиризма можно привести традиционное восприятие супружеских пар обществом. То есть если на какое-либо торжество приглашается один из супругов, априори подразумевается и посещение мероприятия его половинкой. Муж и жена не воспринимаются при таких обстоятельствах как два самостоятельных и совершенно разных человека. Общество принимает их как единое целое. Другим примером могут являться молодые матери. Наверняка всем доводилось слышать такие фразы: «У нас двойка», «Мы записались в кружок». Однако двойка – только у ребенка и в кружок записан малыш, без матери. Другими словами, мать не отделяет ребенка от себя, она не считает его самостоятельным человеком. В мышлении такой женщины ребенок не что иное, как часть ее самой.
Попытки «разорвать» устойчивые связи между представлениями достаточно сложны и не всегда осуществимы. Неразрывные ассоциации образуются при наличии предрасположения к ним. То есть, являются прямым следствием жизненного опыта. Они способны формироваться многие столетия и охватывать опыт, полученный не одним поколением людей. Но могут возникнуть и у отдельного индивидуума и сформироваться весьма быстро.
Эмпирическое мышление основано на опыте. Это может быть, как жизненный опыт конкретной личности, так и целого общества. Таким образом, данный тип мышления свойственен как коллективному, так и индивидуальному сознанию.