20-10-2018 18:40

«Риторика» Ломоносова М. В. Вклад Ломоносова в русский язык

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Заветная мечта - это смысл жизни любого человека или нечто иное?Вам будет интересно:Заветная мечта - это смысл жизни любого человека или нечто иное?

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, - "Краткого руководства по риторике". Написана эта книга в 1744 г.

Андрей Владимирович Курпатов, психотерапевт: биография, личная жизнь, книги, деятельность на телевиденииВам будет интересно:Андрей Владимирович Курпатов, психотерапевт: биография, личная жизнь, книги, деятельность на телевидении

Надо сказать, что работа "Краткое руководство к риторике", Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. "Риторика" была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика "Риторики" М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

Харизматичная женщина - это... Понятие, врожденная харизматичность и способы ее развитияВам будет интересно:Харизматичная женщина - это... Понятие, врожденная харизматичность и способы ее развития

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  • Правила риторики.
  • Требования к лектору и оратору.
  • Примеры, в т. ч. из поэзии.
  • В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

    Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

    Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

    До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

    До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

    Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

    В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок - о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

    Элементы "Риторики"

    Этот блок включает в себя три части:

  • "Об изобретении".
  • "Об украшении".
  • "О расположении".
  • Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: "Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение".

    Категоричный человек - это... Определение, характеристика, особенностиВам будет интересно:Категоричный человек - это... Определение, характеристика, особенности

    Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

    Правила публичного выступления

    В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

    По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

    Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  • В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать "слова избранные" и избегать "весьма подлых", поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  • О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.
  • Эмоциональная составляющая выступления

    Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

    Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

    "Страсть к теме"

    Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: "Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих".

    Страстью ученый называл сильную чувственную "охоту или неохоту". Возбуждение и утоление страстей связано с:

    • состоянием выступающего;
    • состоянием аудитории;
    • силой и действием красноречия.

    По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

    Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

    Управление голосом

    Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать "умильным". Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

    Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

    "Украшение" речи

    По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

    Говоря о "плавности слова", Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

    Структурирование текста

    Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

    Как сделать жизнь насыщенной: 5 основных принципов и несколько полезных советовВам будет интересно:Как сделать жизнь насыщенной: 5 основных принципов и несколько полезных советов

    Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. "Искусство храброго вождя, - пишет Ломоносов, - состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков". Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

    Успех Ломоносова-оратора

    Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: "Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?". Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

    Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

    Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со "Словом о пользе химии". Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со "Словом о пользе химии" Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу "трудами приятными и беспорочными". Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. "Учение" Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает "неистощимое и принадлежащее всем сокровище".

    Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек "и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает". Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: " Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится". Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в "мрачной ночи невежества".

    Заключение

    Ломоносова справедливо называют "отцом русского красноречия". Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

    Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей "Риторикой" и другими книгами.

    Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

    Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.



    Источник