Задачу перемещения грузов из точки А в точку Б можно решать различными способами. Наиболее быстрый, но и дорогой — это использование авиации. Грузовые самолеты в России применяются как для обеспечения нужд Вооруженных сил, так и в народном хозяйстве.
Общая классификация
Грузы перевозятся также и пассажирскими самолетами, но для них это попутная задача. Для ее решения как качестве основной создано целое семейство авиационной техники. Существует две большие группы этих машин: рамповые самолеты и грузовые с боковой дверью. Основная масса грузов перевозится вторым типом, первый же используется в военных целях и для транспортировки нестандартных негабаритных грузов. Фото грузовых самолетов России различных видов можно увидеть в статье.
Вам будет интересно:"Транснефть": отзывы работников о работодателе, условия работы, уровень заработной платы
Боковая дверь
С развитием грузовых перевозок практически все основные аэропорты стали обладать необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием. Грузы перевозятся в стандартных контейнерах. Это делает излишним наличие соответствующих механизмов непосредственно на борту грузового самолета. Поэтому с экономической точки зрения самолет с боковой дверью всегда будет эффективнее, нежели рамповый. Хотя бы по причине легкой конструкции.
Вам будет интересно:Самые крупные судостроительные заводы России
Обычно это переоборудованные пассажирские самолеты или летательные аппараты, создаваемые на их платформе. Такие грузовые самолеты в России представлены моделями Ил-96-400Т, Ту-204С, Ил-114Т. Механизмы могут использоваться для перевозки контейнеров и стандартных грузов. К сожалению, в эксплуатации их очень мало.
Российские авиакомпании применяют для этих целей в основном западную технику. И причина здесь весьма банальна. Малое количество самолетов в эксплуатации объективно ведет к плохому обслуживанию. Для нескольких летающих машин создание сети складов и технических центров абсолютно иррационально. Порочный круг.
Рампа
Особенностью этих машин является автономность от аэропортового оборудования. Они оснащены лебедками, тельферами и прочими устройствами, позволяющими силами экипажа производить все необходимые погрузочно-разгрузочные работы. Военные грузовые самолеты России относятся к этому типу. Существуют и гражданские версии летательных аппаратов. Их отличие заключается в отсутствии целого ряда систем, позволяющих выполнять боевые задачи. Например, бортового комплекса обороны, визирных систем и ряда других.
Вам будет интересно:ООО «Мясоперерабатывающий завод РЕМИТ»: отзывы покупателей и сотрудников, выпускаемая продукция и качество мясных продуктов
Это семейство грузовых самолетов России представлено достаточно большим разнообразием моделей, преимущественно разработанных в КБ Антонова и Ильюшина. В отличие от самолетов с боковой дверью, эти машины находятся в эксплуатации как в авиакомпаниях, так и в составе Вооруженных сил, причем основная масса — в армии. Немало их осталось и в других странах.
Разработка и производство
После распада СССР у нашей страны не было возможности самостоятельного производства рамповых грузовых самолетов. Конструкторские мощности были сосредоточены в Киеве, а производственные — на Украине и в Узбекистане, которые стали независимыми государствами. Это серьезно осложнило общую проблему разрыва кооперационных связей и дефицита комплектующих изделий, в том числе и для машин, находящихся в эксплуатации.
В последние годы Украина вообще прекратила всякое сотрудничество, а Узбекистан ликвидировал свои производственные мощности по выпуску грузовых самолетов для России. Поэтому в 2004 году было принято решение об организации производства рамповых самолетов семейства Ил-76 на территории нашей страны. В настоящее время такое производство уже организовано в Ульяновске.
Все грузовые самолеты России могут быть разделены на 4 класса в зависимости от их грузоподъемности. Целесообразно рассмотреть их подробнее.
Сверхтяжелые самолеты
К этому типу относится самолет Ан-124, обладающий уникальными характеристиками в плане грузоподъемности и дальности полета, а также размеров грузовой кабины. Не секрет, что он разрабатывался в качестве стратегического транспортника, способного пересечь океан для доставки военных грузов. Сегодня эти машины активно используются для обеспечения операции в Сирии.
Многие образцы военной техники, находящиеся на вооружении, могут быть перевезены только этими самолетами. Кстати, производились они в основном в России, а не на Украине. На главном фото изображен именно этот самолет
Тяжелые самолеты
Самый многочисленный парк грузовых самолетов России в эксплуатации представлен данным типом. Это различные модификации самолета Ил-76, сделанные в Ташкенте. Их было произведено чуть менее тысячи, и значительная их часть до сих пор в эксплуатации. Недавно начались поставки модернизированной версии самолета Ил-76МД-90А производства Ульяновского «Авиастара».
К тяжелым самолетам относится и грузовой самолет с боковой дверью Ил-96-400Т, на базе которого будет создана новая широкофюзеляжная пассажирская машина. Также в этом классе следует отметить самолет Ан-22 «Антей», оставшийся в эксплуатации, к сожалению, в единственном экземпляре.
Средние самолеты
К средним грузовым самолетам России относятся машины грузоподъемностью до 20 тонн. В настоящее время вся рамповая техника представлена фактически одним самолетом Ан-12. К этому классу можно отнести и грузовой самолет, разработанный в России — Ту-204С, он находится в эксплуатации. Ведется разработка нового рампового среднего грузового самолета Ил-276. Изначально он планировался как результат совместной работы России и Индии. Однако индийские партнеры фактически отказались от идеи, сначала заморозив проект, а затем неофициально закрыв его.
Хотя совместная российско-индийская конструкторская бригада в Москве в течение года активно работала над созданием эскизного проекта. Главная причина выхода индусов из проекта — серьезные несоответствия требований к самолету по причинам различий в климатических и рельефных особенностях двух стран.
Легкие самолеты
Самолеты этого класса обладают небольшой грузоподъемностью — до 10-12 тонн,эксплуатируются для решения тактических задач по транспортировке на малые расстояния. Они представлены старыми рамповыми самолетами Ан-72, Ан-32, Ан-26, Л-410. А также новыми грузовыми самолетами России, находящимися в процессе подготовки к производству. Это самолет Ил-114Т с боковой дверью и новым рамповый Ил-112В.
Основные характеристики
Грузоподъемность грузовых самолетов России, фото и их основные характеристики сведены в следующую таблицу:
Самолет | Тип |
Макс. грузо- подъм. (тонн) |
Макс. взл. вес (тонн) |
Кол-во произв. (штук) |
Груз.кабина габариты (метров) |
Макс. скорость км/час |
Макс. дальность с макс. нагрузкой (км) |
Ан-124 | Р | 120 | 392 | 55 | 6,4х4,4 | 865 | 4800 |
Ан-22 | Р | 60 | 225 | 69 | 4,4х4,4 | 650 | 5200 |
Ил-96-400Т | Д | 92 | 270 | 5 | 3,45х3,4 | 850 | 5000 |
Ил-76 (узбекистан) | Р | 48 | 190 | 950 | 3,45х3,4 | 850 | 3800 |
Ил-76МД-90А (Россия) |
Р | 60 | 210 | 5 | 3,45х3,4 | 850 | 4000 |
Ту-204С | Д | 30 | 110 | 12 | 3,4х2,08 | 850 | 3900 |
Ан-12 | Р | 21 | 61 | 1248 | 3,5х2,6 | 660 | 1800 |
Ил-276 | Р | 20 | 68 | 0 | 3,45х3,4 | 870 | 2100 |
Ан-72/74 | Р | 7,5 | 32 | 200 | 2,2х2,15 | 870 | 2700 |
Ан-26 | Р | 5 | 24 | 1400 | 2,2х1,6 | 540 | 1100 |
Ил-112 | Р | 5 | 21,4 | 0 | 2,42х2,45 | 550 | 1000 |
Ил-114 | Д | 7 | 23,5 | 5 | 3,25х1,71 | 685 | 1000 |
Состояние и перспективы
Сочетание советского наследства, наличие большого количества конструкторских бюро и авиационных заводов, конкуренция между ними — все это привело к разнородности парка самолетов грузовой авиации. Более того, каждый летательный аппарат имеет несколько вариантов исполнения или модификаций. Находящиеся в эксплуатации и производстве 4 типа машин разных марок отличаются малой унификацией, что обуславливает сложность и дороговизну их обслуживания.
Производство всей номенклатуры рамповых грузовых самолетов от сверхтяжелых до легких в одной стране — вообще уникальное явление. Тем более, здесь не может идти речи о крупносерийном производстве, так как основной заказчик — это армия, а основной источник средств — государственный бюджет.
В США из рамповой авиации производят только тяжелые и средние самолеты, в Европе — средние и легкие. В России, помимо тяжелого Ил-76, на различных стадиях подготовки находятся следующие машины:
- легкий Ил-112В;
- средний Ил-276;
- сверхтяжелый ПАК ТА.
Что касается аппаратов с боковой дверью, они изготавливаются в рамках имеющихся мощностей по производству пассажирских самолетов и практически полностью унифицированы. Тем более выведенные из эксплуатации пассажирские самолеты зачастую переделываются в грузовые машины. В России все в рамках мировых тенденций. Самолеты с боковой дверью также производятся или намечаются к выпуску, как и модификации пассажирских самолетов. Это Ил-96, Ту-204 и Ил-114.