Что такое социологический эксперимент? Вот так сразу редко кто ответит, причем правильно. Часто термину дается другое определение, более близкое социальному эксперименту. В статье мы научим вас видеть разницу. После прочтения таких ошибок уже не допустит никто.
Понятие
Социологической эксперимент — это метод социсследования, позволяющий получить сведения о качественном и количественном изменении показателей работы социального объекта в результате воздействия на него новых факторов.
Вам будет интересно:Недолюбленный ребенок: признаки и последствия. Недостаток родительской любви и внимания в детстве
Что важно понимать? Что понятие социологического эксперимента не равно понятию социального эксперимента. Последний понимается в более широком смысле. Сюда входит эксперимент в науке или обществе, например, эксперимент в социальной психологии.
Результаты таких исследований принимаются за истину.
Что лежит в основе?
Причиной проведения того или иного эксперимента является желание проверить предположение (гипотезу), касающееся определенного вопроса. Кстати, к последней тоже есть свои требования, которые необходимо выполнять. Рассмотрим их.
Вам будет интересно:Флегматик интроверт: определение, описание и характеристика и особенности
Получается, что эксперимент, как метод социологического исследования, позаимствован из социальной и общей психологии, где объектом являются небольшие группы людей. Полученные результаты считаются верными не только для этой группы, но и для других подобных групп.
Важно понимать, что эксперимент как метод социологического исследования используется для того, чтобы подтвердить предположительные действия в той или иной ситуации. То есть так называемый сценарий давно написан, а испытуемые лишь действуют в его рамках.
Основные понятия
Мы уже разобрались с тем, что такое эксперимент в социологическом исследовании, теперь перейдем к основным терминам. Итак, экспериментатором называют исследователя или группу исследователей, разрабатывающих теоретическую составляющую эксперимента и осуществляют на практике непосредственно эксперимент.
Вам будет интересно:Можно ли бить женщин? Традиции, законы, мнения психологов
Экспериментальный фактор, или, по-другому, независимая переменная, это группа условий или всего одно условие, которое вводится в экспериментальную ситуацию социологом. Независимой переменной управляет и контролирует экспериментатор. Происходит это только в том случае, если интенсивность действия и направленность, а также количественные и качественные характеристики реализуются в пределах эксперимента.
Экспериментальной ситуацией считается та ситуация, которую преднамеренно создает экспериментатор в соответствии с программой. Важно понимать, что экспериментальный фактор при этом не включается.
Объект эксперимента в социологическом исследовании — социальная общность или группа лиц, которая оказалась в условиях эксперимента, вытекающих из программной установки на проведение соцэксперимента.
Далее разберемся в этапах проведения исследований. А примеры социологического эксперимента мы приведем позже.
Алгоритм действий
Как проходит эксперимент? Об этом знают далеко не все, особенно если человек не касался социологии и не изучал ее.
Эксперимент включает в себя не только саму тактику проведения, но и организационные моменты. Об этом и поговорим.
Существует четыре этапа проведения эксперимента:
Виды
Примеры социологических экспериментов раскрывают много нового. Из-за этого существует ошибочный стереотип, что эксперимент может быть только одного вида. Но это не так. Уже длительное время за основу принята следующая классификация экспериментов. Итак, поговорим подробнее:
Вам будет интересно:Что делать, если сестра дура? Практические советы
Как видите, социологическое наблюдение и эксперимент могут подразумевать одно и то же, все зависит от того, насколько правильно был выбран вид эксперимента.
Чтобы было понятнее, о каких экспериментах мы говорим, расскажем о самых известных исследованиях.
Хоторнский эксперимент
Это один из самых известных социологических экспериментов ХХ века. Он приобрел популярность из-за того, что в то время (20-30-е годы прошлого столетия) это было самое масштабное исследование, ведь в нем участвовало двадцать тысяч человек. В чем же суть?
Социолог Мэйо проводил эксперимент на предприятиях электротехнической компании "Вестерн Электрик". Выше мы уже говорили, что экспериментатор задействовал двадцать тысяч работников организации.
По результатам было выявлено следующее:
Что же стало итогом известного социологического эксперимента? Мэйо выяснил, что для хорошей производительности труда важны не только материальные факторы (а раньше считалось именно так), но и психологические и социальные аспекты.
Но это же не единственный социологический эксперимент? Конечно, нет, поэтому ниже разберем не менее резонансные.
Стэндфордский тюремный эксперимент
Самым известным социологическим исследованием, пожалуй, является именно этот. По нему даже были написаны повести и сняты два фильма. Для чего же он был нужен? Его провели, чтобы найти причины конфликтов в морской пехоте США и исправительных учреждениях той же страны. Заодно целью было изучить важность ролей в социальных группах и поведение.
Экспериментаторы набрали группу из двадцати четырех мужчин психологически и физически здоровых. Все участники были зарегистрированы в «психологическом исследовании тюремной жизни» и получали за это 15 долларов в сутки.
С помощью случайного выбора отобрали половину мужчин, которые стали заключенными. Другая часть исполняла роль тюремных охранников. Локацией для эксперимента стал подвал психологического факультета Стэндфордского университета. Там было создано подобие тюрьмы.
Заключенные получили обычные инструкции тюремной жизни, включая правило ношения формы и сохранение порядка. Чтобы все было максимально правдоподобно, заключенных арестовывали в собственных домах. Что касается охранников, то им было запрещено физически воздействовать на подчиненных, но тем не менее они должны были контролировать порядок в импровизированной тюрьме.
Первый день прошел мирно, но уже на второй охранников ждало восстание. Заключенные забаррикадировались в камерах и никак не реагировали на окрики и уговоры. Как и предполагалось, охранники очень быстро вышли из себя и начали делить заключенных на плохих и хороших. Естественно, что последовали наказания и даже публичные унижения.
Что же стало итогом такого социального эксперимента? Мало того, что общество воспротивилось подобным исследованиям, так и за несколько дней охранники начали демонстрировать садистские наклонности. О заключенных можно сказать, что они впали в депрессию и выказывали признаки тяжелейшего стресса.
Эксперимент повиновения
Мы уже разобрали, что такое социальный эксперимент как метод социологического исследования. Заодно рассмотрели и виды таких исследований. Но информацию не назовешь особо легкой, поэтому будем и дальше разбираться в социологическом эксперименте на примере.
Стэнли Милгрэм задался целью прояснить вопрос: сколько страданий люди готовы причинить другим людям, если таковое причинение боли входит в рабочие обязанности? Благодаря этому эксперименту стало понятно, откуда столько жертв холокоста.
Итак, как проходил эксперимент? Каждое испытание в исследовании разделялось по ролям «ученик» и «учитель». Учеником всегда был актер, а вот учителем становился реальный участник эксперимента. Два человека находились в разных комнатах, при этом «учитель» был обязан при каждом неправильном ответе нажимать кнопку, которая бьет током «ученика». Важно, что каждый следующий неверный ответ увеличивал напряжение. Рано или поздно актер начинал кричать и жаловаться, что ему больно.
Результаты эксперимента были шокирующими: практически все участники продолжали выполнять приказы и бить током «ученика». При этом если «учитель» колебался, то исследователь говорил одну из фраз: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «Пожалуйста, продолжайте», «У вас нет другого выбора, вы должны продолжить», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили». Как правило, слыша это, участники продолжали. В чем же шок? Да в том, что если бы присутствовало реальное напряжение, то ни один из учеников не выжил бы.
Эффект свидетеля
Вам будет интересно:СПГС: что это такое простыми словами?
Выше мы уже говорили об этапах социологического эксперимента и сейчас продолжаем развивать тему. Среди нашумевших экспериментов есть исследование под названием «Эффект свидетеля». Именно во время этого эксперимента была выявлена закономерность по поводу того, что люди в толпе сдерживаются от оказания помощи. Как это было?
В 1968 году Бибб Латане и Джон Дарли изучали поведение свидетелей преступлений. Причиной исследования стала смерть молодой Китти Дженовезе, которую убили днем на глазах у прохожих. В чем исключительность случая? А в том, что никто не пришел на помощь и не попытался предотвратить убийство.
Сущность социологического эксперимента заключалась в том, что группу людей или одного человека запирали в комнате. В помещение пускали дым и ждали реакции. Эксперимент показал, что один человек быстрее сообщал о дыме, чем группа людей. Связано это с тем, что в группе люди смотрели друг на друга и ждали условного сигнала или первого шага от кого-то.
Убежденные заики
Этот эксперимент до сих пор относят к наиболее ужасным социальным исследованиям. Провел его Венделл Джонсон из университета Айовы. Участниками эксперимента стали двадцать два ребенка, которые воспитывались в детских домах. Их поделили на две группы, каждая из которых проходила обучение.
Одни дети слышали, что они молодцы, отлично со всем справляются и правильно и красиво разговаривают. Другим ребятишкам долго прививали комплекс неполноценности.
Дабы понимать дальнейшее, стоит знать, что эксперимент проводился для того, чтобы понять, из-за чего возникает заикание. Так вот, детей обзывали заиками при любом удобном и неудобном случае. В результате ребята из группы, которая подвергалась эмоциональному прессингу и оскорблениям, стали плохо разговаривать. Из-за постоянных оскорблений заикаться начали даже те малыши, что говорили хорошо.
Исследование Джонсона стало причиной проблем со здоровьем участников испытания до самой смерти. Их просто не смогли вылечить никакими способами.
Даже в университете понимали, что эксперименты Джонсона не просто неприемлемы, но и опасны для общества. По этой причине все данные о работе этого человека были засекречены.
Склонность к тоталитаризму
После Второй мировой войны люди размышляли о том, как немецкий народ пошел на поводу у нацизма. В это же время был проведен эксперимент по созданию организации с тоталитарной идеологией.
Исследователем стал учитель-историк калифорнийской школы Рон Джонс, который решил на практике объяснить десятиклассникам причину популярности нацистской идеологии. Отметим, что такие занятия длились всего неделю.
Итак, первым делом учитель объяснил, что такое сила дисциплины. Рон требовал, чтобы дети входили и выходили из класса бесшумно, сидели за партами смирно, все делали по первому же распоряжению. Школьники в силу возраста быстро втянулись в игру.
Следующие уроки рассказывали о силе общности. Класс постоянно повторял лозунг: «Сила в дисциплине, сила в общности», ученики встречали друг друга определенным приветствием, им выдали членские билеты. Также появилась символика и название организации - «Третья волна».
С созданием названия начали привлекаться новые участники, появились люди, отвечающие за поиск инакомыслящих и клеветников. Что ни день, то число участников занятий росло. Директор школы и то стал приветствовать учеников жестом «Третьей волны».
В четверг историк поведал ребятам, что их организация — это не развлечение, а общегосударственная программа, такие филиалы есть в каждом штате. По легенде, в будущем участники «Третьей волны» обязаны поддержать нового кандидата в президенты. Рон сказал, что в пятницу представит обращение, которое станет сигналом к мобилизации «Третьей волны». Естественно, что в намеченное время никакого обращения не было, это и объяснил учитель собравшимся школьникам. Кроме того, историк смог донести до детей суть — как легко нацизм укоренился в демократической стране.
Подростки уходили со слезами на глазах, подавленными, многих это заставило задуматься. Кстати, о самом эксперименте стало известно обществу лишь спустя несколько лет.
Сила диссидентства
Давно уже известно, что большинство влияет на отдельных индивидов. Описанный ниже эксперимент был проведен от обратного: влияет ли мнение меньшинства на представление группы? Что из этого получилось, сейчас посмотрим.
Автором эксперимента является Серж Московичи, создавший группу из шести человек, двое из участников которой были подставными. Именно они называли зеленый цвет синим. В результате эксперимента 8% от остальных отвечающих давали неверный ответ, так как на них оказывала влияние группа диссидентов.
После проведения эксперимента Московичи пришел к выводу, что идея меньшинства распространяется в обществе по нарастающей. Если на их сторону перейдет хотя бы один представитель большинства, то прогрессию уже можно будет и не остановить.
Московичи также нашел самые действенные способы изменить общественное мнение. Среди них повторение - одного и того же тезиса, а также уверенность говорящего. Но более действенным методом становится тактика, при которой меньшинство соглашается во всем, кроме одного пункта. Создается впечатление, что группа готова на уступки и меньшинство превращается в большинство.
Как видите, чтобы разбираться в социологии, недостаточно прочитать пару статей и примеров. Порой на это уходит вся жизнь.